Закон Паркинсона: невидимые ловушки

Создатель закона - Сирил Норткот Паркинсон

Ученые, психологи, философы и другие просветленные умы давно утверждают: все в этом мире подчиняется определенным законам. И часто то, что человек называет стечением обстоятельств, на самом деле является продуктом определенных обоснованных последовательных действий. Закон Паркинсона – прекрасное доказательство тому, насколько несовершенными могут быть системы управления в бизнесе и бюрократии, и как люди неосознанно попадают в эти ловушки.

Бессмысленно продолжать делать то же самое и ждать других результатов. Альберт Эйнштейн

Об авторе

Сирил Норткот Паркинсон родился жил и трудился в Британии. Будучи разносторонне развитой личностью, он совмещал несколько специальностей: журналистику, писательское дело, драматургию. Интересовался историей и наукой. Ко всему прочему, был очень любознательной и склонной к глубоким размышлениям личностью.

Долгое время прослужив в бюрократической среде, Сирил Норткот написал труд на основе собственных наблюдений и умозаключений касательно этой сферы. Авторская работа получила название «Закон Паркинсона» и впервые была опубликована 1955 году, британским изданием «The Economist» (Экономист). Его рассуждения позволили по-другому взглянуть на организацию деятельности управленческих систем.

Паркинсон в пух и прах разбивал мифы о справедливости и главенстве рассудка в органах власти и лестницах карьерного роста. Ему удалось показать людям то, чему они боялись смотреть в глаза.

Новый, смелый взгляд не мог не вызвать диссонанс в обществе. В адрес автора сыпались издевки, насмешки, хотя было и достаточно благодарностей. Прошли годы, но описанные им принципы не утратили своей силы, и сегодня они настолько же актуальны, как и тогда.

Чем же так взбудоражил человеческие умы Сирил Норткот? Об этом ниже.

Схема закона Паркинсона

Три главных закона Паркинсона

На самом деле, в свои исследованиях он создал большее число законов, их содержание также будет представлено чуть дальше. Но вся «соль» концентрируется в трех императивах.

«Нет ничего более легкого, чем быть занятым, и нет ничего более трудного, чем быть результативным».  Ален Маккензи

  • 1. Объём работы постоянно будет увеличиваться, чтобы заполнить собой всё отпущенное на нее время.

Если, к примеру, начальник поручил подчиненному некое дело и установил срок на его выполнение 10 дней, то служащий все это время будет занят поставленной задачей. Даже если он поймет что смог бы завершить поручение за 6 дней в любом случае растянет его на 10, находя этому объективные причины и неосознанно придумывая сложности. В основном в этой области закон Паркинсона проявляется чаще обычного. И ярче выражен в госучреждениях.

Людская психика устроена так: чем больший отрезок времени дается на выполнение задания, тем более важным и серьезным оно кажется. Есть в этом и другая сторона – находясь на службе, лучше создать иллюзию бурной деятельности, чем признаться себе и начальнику в своей состоятельности делать некоторые задания быстро, и тем самым высвобождать большее количество свободного времени. Еще одно заблуждение – уверенность в том, что важные дела должны выполняться дольше.

К такому выводу Сирил пришел, неся службу в бюрократической конторе. Именно там чаще всего начальники множат себе подчиненных. Но не за тем, что дел реально становится больше, а лишь для создания видимой важности, имитации своей занятости перед вышестоящим руководством. Хотя прирост помощников никоим образом не влияет на эффективность и результативность труда.

Автор даже привел аксиомы, касательно чиновничьей среды:

  1. Чиновники каждый раз пытаются увеличивать число подчиненных, но не соперников.
  2. Чиновники создают «бурную деятельность» друг для друга, а не ради результата.

По сути – это ментальные ловушки, которые препятствуют личностному росту и настоящей продуктивности исполнителя.

  • 2. Чем крупнее и состоятельнее становится предприятие, чем чаще оно нанимает слабых, но высокооплачиваемых работников.

Звучит странно и парадоксально. И именно это утверждение породило больше негативных откликов, чем позитивных, в адрес мыслителя. Просто он не побоялся озвучить реалии, которые люди совершенно осознанно предпочитают не замечать.

Правильное распределение времени - залог успеха

Согласно выводу, управленцы предприятиями, в большинстве своем, опасаются конкурентов. И понимают, что могут вырастить их под «собственным крылом». Куда безопаснее нанять малоинициативного работника, окончательно затравив его слабые амбиции крупной зарплатой и, таким образом, держать под невидимым «колпаком», чем разжигать аппетит активных энергичных сотрудников, развивая их стремление бежать по карьерной лестнице. Ведь в итоге они могут обогнать само руководство.

Некоторая часть персонала до сих пор не хочет замечать и воспринимать этот закон Паркинсона, удовлетворяясь иллюзией важности своей персоны на предприятии, измеряющейся непомерно высоким окладом.

Это еще одна западня, не позволяющая наемным сотрудникам «прыгнуть» выше невидимой планки, заботливо установленной главой предприятия.

  • 3. Расходы всегда будут увеличиваться пропорционально росту доходов.

С этим утверждением согласились уже многие и даже убедились на личном опыте. Сирил Норткот описывает и менее видимую сторону этого заключения: чем выше уровень благосостояния людей, тем больше растут налоги.

Подвох вот в чем: государство постоянно будет иметь неизменную долю налога с населения.

Другие заключения Паркинсона

  1. О медицинских исследованиях: всякое успешное исследование привлекает финансирование, которое в итоге приводит к растрате бюджетов и полной невозможности дальнейших действий.
  2. О задержке: в любой сфере отсрочка чего-либо является самым эффективным способом отказа.
  3. Принцип телефона: чем меньше времени затрачивается на разговор по телефону, тем выше его эффективность.
  4. Закон тысячи: любая компания, штат которой насчитывает 1000 людей, становится самодостаточной и более не нуждается в контактах с внешним миром.
  5. О неминуемом разложении: развитие неизбежно приводит к усложнению, усложнение к разложению.

Эти последние утверждения реже участвуют в жизни каждого конкретного человека, и не столь явно ограничивают его жизнь. Куда более опасен закон Паркинсона, доказывающий истинное «лицо» большинства управленческих инструментов. Некоторые люди и не подозревают, что находятся в этих «жерновах», но продолжают удивляться, почему нет личностного и карьерного роста.

Сам автор такого интересного труда истинно желал людям научиться выходить из-под влияния таких негативных факторов.

Как не оказаться в ловушках

Для достижения успеха важно шаг за шагом повышать результативность своей работы, грамотно распределяя важный ресурс – время. Следующие советы помогут вам стать более эффективным, а, значит, достичь успеха.

  1. Каждую минуту осознавайте для чего необходимо выполнить то или иное дело. Любая деятельность должна приближать вас к цели, а не отдалять от нее, иначе вы совершаете бесполезные действия.
  2. Умейте расставлять приоритеты. Всегда приступайте сначала к более значимым делам, поэтапно переходя к менее важным.
  3. Любую работу совершайте настолько быстро, насколько это вам по силам.
  4. Приступая к делу, устраните любые отвлекающие факторы. Сосредоточьтесь на главном.
  5. Любое дело должно способствовать вашему личному и карьерному росту. Если долгий период не происходит положительных изменений, вы на неверном пути.
  6. Контролируйте свои расходы: потратить больше не значит приобрести что-то лучшее и полезное.
  7. Стремитесь к созданию собственного дела, это сделает вас независимыми от руководящих структур.
  8. Помните: ваш единственный враг, мешающий вашему росту, – это вы сами.
  9. Учитесь. Читайте, изучайте, познавайте и никогда не останавливайтесь на достигнутом.

Помните: ни один закон Паркинсона не страшен тем, кто постоянно духовно развивается и приходит к пониманию, что все только в его руках и он сам творец своей жизни. Принимая на себя ответственность за свою жизнь, человек перестает винить в своих неудачах власти, государство, начальство, окружающих. Только тогда стираются любые границы и рамки, и открываются невероятные возможности.

Примечание: прекрасным руководством по управлению своим временем, повышению личной эффективности и стимулированию личностного роста являются книги Брайана Трейси. Его пособие «Выйди из зоны комфорта» позволяет на 80% увеличить результативность своей деятельности и намного быстрее приблизиться к мечте.

12345
Загрузка...
Комментарии

К данной статье еще нет комментариев. Оставьте комментарий первым.

Оставить комментарий