2 Сказкотерапия для детей, польза сказок для детей

Сказкотерапия для детей или как избавиться от капризов

Сказкотерапия для детей

В обязанности родителей входит не только дать своему чаду образование, но и привить ему хорошее поведение, правильные черты характера, когда нужно побудить его к действиям, в которых он заинтересован. Такие методы нельзя сопровождать криком, руганью или другими нежелательными мерами. Нужно доставить ребёнку информацию более понятным для него способом, например, таким как сказкотерапия для детей.

Что такое сказкотерапия и что она может «лечить»?

сказкотерапия для детей

Это направление в психотерапии, представляющее собой психологические вмешательства, которые характеризуются замыслами коррекции поведенческих реакций и изучения неконтролируемых страхов.
Основным достоинством сказкотерапии для детей является возможность проводить процесс без психотерапевта, освоив главные приёмы влияния на поведение своего чада без давления.
Произведения волшебного характера способны устранять:

  • Капризы – нерадивость, лень, обман, агрессию, нежелание принимать гигиенические процедуры, ходить в детский сад, соблюдать режим дня.
  • Фобии – разлука с родителями, темнота, животные, врачи и т. п.
  • Переживания – конфликты с другими детьми, потеря близкого, появление нового члена семьи.

В случаях со страхами и переживаниями, иногда требуется сотрудничество родителей с профессионалами, чтобы направить их работу в нужную русло: воздействовать на причину, а не симптом.

Каким образом сказки помогают детям?

Как происходит воздействие психологических сказок на детей? Сказкотерапия понятна малышам больше, чем нудные нравоучения и указания. Она помогает заглянуть в его внутренний мир, повлиять на него, скорректировать ситуацию в нужное русло, а также дать понять, что не у одного его происходит такая ситуация.

Благодаря тому, что в сознании ребёнка смыты границы понимания реального и сказочного, он по-настоящему переживает все события, происходящие с героями, принимает их близко к сердцу и анализирует.

Виды сказок в зависимости от возраста ребёнка

Виды сказок в зависимости от возраста ребёнка

Ребёнок до 2-х лет не способен проанализировать смысл волшебного рассказа и установить причинно-следственную связь, которая должна внести в его сознания примеры правильного поведения, возможные опасности. А вот после двух лет можно смело использовать простые терапевтические сказки. Они успокоят малыша во время истерики и перед сном, помогут накормить ребёнка и развить память.

С 3-х лет рекомендуется усилить сказкотерапию. Лучше использовать сказки для детей о взаимоотношениях людей с животных. В таком возрасте малыши уподобляют себя с животными и их поступки сравнивают со своими.
Применять психологические приёмы для школьников можно уже через басни и новеллистические сказки, которые углубляют ребёнка во внутренний мир и помогают справиться с конфликтными ситуациями со сверстниками или родными. Примерами сказкотерапии для детей также являются притчи и стишки. Изюминкой таких поучительных рассказов являются ирония и шутки.

Закомплексованным детям дошкольного и старшего школьного возраста, страдающим низкой самооценкой, лишённым родительского внимания и ласки, рекомендуется читать волшебные произведения, в которых происходят чудеса, мистические явления и необыкновенные трансформации. С помощью них подсознание ребёнка заполняется жизненной мудростью, описываемой в каждой сказке.

Каких результатов можно добиться с помощью сказкотерапии?

Каким образом сказки помогают детям?

Одним из преимуществ данного метода терапии является то, что родители необязательно должны иметь специальное образование, но они чётко должны понимать, что они делают и чего хотят добиться, используя психологические рассказы.
Сказкотерапия для детей поможет:

  • Уберечь кроху от таких страхов, как нахождение в темноте или на высоте, купание в воде, приём у врача.
  • Развить творческие способности, которые в последующем насытят будни ребёнка яркими и интересными занятиями.
  • Указать крохе на плохие и хорошие поступки. Например, что нельзя обежать меньших детей, брать без спросу чужие игрушки, лгать.
  • Убрать проблемы с физическими проявлениями: плохой процесс трапезы, рисование на обоях, писание в постель.
  • Справится с переживаниями, связанными с потерей родственников, близких ему людей или домашних животных.
  • Побороть агрессию и гиперактивность.
  • Правильно изложить несправедливые вещи по видимости ребёнка. Например, почему другу купили собаку, а ему нет.
  • Подготовить кроху к взрослой жизни, научив принимать правильные и самостоятельные решения.

Способы использования сказкотерапии

Способы использования сказкотерапии

Существует два основных способа, помогающих правильно провести сеанс сказкотерапии:

Поведать известную народную сказку, например «Колобок». Она учит тому, что из дома уходить одному нельзя, поскольку может случиться беда, в которой родители не смогут вовремя помочь своему крохе.

Придумать и рассказать свою сказку, в которой главный герой очень похож на вашего ребёнка и совершает такие же необдуманные и легкомысленные поступки. Например, научить ребёнка чистить зубы можно сна примере ленивой девочки, которая не хотела за собой ухаживать и на Новый год Дед Мороз не принёс ей подарков, поскольку не узнал её грязной.
Важно не только интересно изложить вымышленные события о героях, но и обсудить их поступки вместе с ребёнком, чтобы донести ему мораль.

Как сочинить сказку?

Как сочинить сказку?

Основой сказкотерапии является сочинение поучительной истории, в которой присутствуют:

  • Главный герой, похожий на вашего малыша характером и поступками.
  • Похожая жизненная обстановка для понимания ребёнка, что у главного героя общего с ним.
  • Придуманная история персонажа, в которой существует проблема, пугающая кроху.
  • Предложения в несколько решений проблемы и выбор самого правильного. Если в рассказе будет присутствовать второстепенный герой, помогающий решить проблему, его также важно описать.
  • Ключевая развязка, объясняющая главному персонажу, в чём он был неправ, и какие действия помогут исправить ситуацию.

Во время повествовательного рассказа крохе также можно поучаствовать, предложив определить самому варианты решения проблемы главного героя. Это позволит родителям лучше узнать своё чадо, а, именно, что его больше тревожит.
На первом этапе родители могут растеряться, придумывая сказку, поэтому рекомендуется посетить несколько занятий у специалиста-психолога или прочитать специальную литературу.

Пример сказки

Пример сказки

Жил-был котёнок Васька. Он был весёлым и жизнерадостным малым, но почему-то всегда норовил обижать своих друзей: разламывал в песочнице башни, построенные другими животными; толках втихомолку их с горки; забирал любимые игрушки и не уступал место на качелях. Зверятам не нравились такие поступки Васьки и они облюбовали для игр новую площадку в соседнем доме. Котёнок остался один. Ему было скучно одному. Он пожаловался своим родителям. Мама объяснила, в чём он неправ и рассказала, как исправить ситуацию (предлагается несколько вариантов решения проблемы). На следующий день Васька пошёл на соседнюю площадку к своим друзьям и попросил у них прощение, обещал не ломать песочные постройки, уступать место на качелях и не толкать их с горки. С тех пор, котёнок никогда не скучал и весело проводил время с друзьями.

В заключение можно отметить, что сказкотерапия является идеальным методом передачи опыта и понимания «что плохо, а что хорошо». С помощью поучительного повествования, у ребёнка можно убрать агрессивность, фобии и речевые нарушения. Но перед терапией важно понимать, отличает ли ваше чадо реальный мир от вымышленного. Именно данный психологический приём поможет малышу уверенно чувствовать в обществе и построить для себя здоровое будущее.

12345
Загрузка...







Комментарии

К данной статье еще нет комментариев. Оставьте комментарий первым.

Оставить комментарий