Учимся считать в уме: советы для родителей и малышей

считаем в уме Навыки устного счета облегчают жизнь взрослым, детям же они просто необходимы для успешного овладения точными науками в школе. Задумываться о том, как научить ребенка считать в уме, стоит задолго до того как он сядет за парту. Лучше всего формирование навыков происходит, когда интерес к их получению не иссяк. Дети проявляют максимум любознательности в самом нежном возрасте, когда познают мир. С 2-3 лет уже можно обучать ребенка счету, но делать это следует не быстро, постепенно. В этом вопросе солидарны авторы почти всех методик обучения детей устному счету.

Первое знакомство с миром чисел

ребенок учится считатьТакие понятия, как «больше», «меньше» или «равное количество», ребенок вполне может усвоить и в ясельном возрасте. Родителям нужно только помочь ему в этом. Формирование навыков количественного сравнения может происходить на каждом шагу. Сравнивать вместе с крохой можно количество бутербродов или конфет в тарелках, ушек-лапок-хвостиков у зверят (их будет, разумеется, поровну), страничек в детских книжках, мелков и карандашей в коробочке, бантиков и косичек у девочек и так далее. Не стоит замахиваться сразу на большие группы предметов: начинать надо с одного – двух, потом увеличивать количество сравниваемых предметов до трех, четырех, пяти.

Параллельно можно учить ребенка порядковому счету. Делается это тоже ненавязчиво в быту: подсчитывают количество столовых приборов и членов семьи, кукол, мишек, ступеньки на лестнице, окошки в квартире, пуговицы на пальто и так далее. На первом этапе достаточно научить малыша считать до десяти.
Еще раньше малыш способен различать понятия «много» и «один». Помогут в этом те же игрушки, тарелки на столе, цветы в вазе и другие предметы.

Когда первое знакомство с миром чисел уже произошло, и основные математические понятия крохе знакомы, пора учиться решать самые простые примеры.

Состав числа и простые задачи

карточки цифрКаждое число, кроме единицы, можно разложить на другие числа. Так, два раскладывается на один и один, три – на один и два. Это называется составом числа. Именно разбором чисел по составу следует заняться после того, как ребенок научился правильно считать по порядку.

Раскладывая числа на составляющие, ребенок автоматически учится решать простые примеры. Например, твердо усвоив, что три – это не только три раза по одному, но и два и один, он быстро сообразит, что если к двум прибавить один, получится три.

Не предлагайте ребенку складывать разнородные предметы, иначе он в впоследствии будет испытывать трудности в решении математических задач. Пусть он привыкнет к тому, что карандаши с ложками не складываются, математические действия можно осуществлять лишь с предметами одной категории.

При обучении ребенка количественному счету можно воспользоваться различными приемами, которые уже успели себя хорошо зарекомендовать.

Современные подходы к обучению устному счету

устный счетСамая распространенная методика, по которой учили считать еще наших бабушек и дедушек – это счет по пальцам. Эту методику считают классической и несколько устаревшей. Авторы более современных методик считают, что способ не помогает ребенку запоминать числа и решения. Ведь пальцы всегда при себе, так зачем же напрягать память?

В опалу попали и методы счета по палочкам, по линейке. По мнению отдельных педагогов, прибавляя к числу каждый раз по единице, пока не прибавится нужное количество, ребенок привыкает считать медленно.

Взамен предлагаются альтернативные варианты:

  • кубики разного размера, веса, цвета и таблицы, клетки на которых соответствуют кубикам (методика Зайцева);
  • карточки с точками (методика Домана);
  • наборы с разноцветными кубиками, которые можно купить или сделать самим, склеив из цветной бумаги и заполнив крупой (методика Полякова), так как последний способ не требует серьезных материальных затрат, есть смысл остановиться на нем подробнее.

Для первых занятий потребуются всего пять кубиков одинакового размера и коробочка, разделенная на пять клеток (можно смастерить самостоятельно). На листах бумаги следует написать также цифры от 1 до 5. В дальнейшем число кубиков придется увеличить до ста, коробка тоже потребуется побольше.

Занятия проходят в игровой форме. На первом используют всего два кубика. Один кладут в коробку и говорят ребенку, что это один кубик, кладя перед коробкой лист с цифрой «1». После прибавляют второй кубик, листок заменяют на тот, на котором цифра «2». Следом эти действия проделывает и ребенок. Повторять придется несколько раз.

После игра усложняется: ребенок представляет, что коробка – домик, а кубики – гномики. Один «гномик» дома, к нему «приходит в гости» второй, и ребенку нужно сказать, сколько «гномиков» в домике. После нескольких уходов и новых визитов «гномика» (при этом каждое действие сопровождается подсчетом числа кубиков) у «домика» появляется «крыша» (накройте коробку рукой или бумагой). Подсчет числа «гномиков» в «домике» ребенок осуществляет уже в уме, не видя кубиков. Малыша следует постоянно подбадривать, говоря ему, что он подсчитал правильно – осознание успеха подогрет его интерес к изучению математики.

На последующих занятиях таким же точно способом усваивается количественный счет до трех, четырех и так далее, вплоть до десяти. Затем уже можно переходить к сложению и вычитанию двухразрядных чисел.

Смастерив коробки, в которых помешается ровно 10 кубиков, вы легко поможете усвоить малышу еще до школы такое понятие, как «разряд числа». Наглядность позволит ребенку считать быстро, даже если числа довольно большие. Однако правильнее будет не задавать ему сложных примеров сразу, начинать рекомендуется со сложения девяти и двух или девяти и трех.

Секреты быстрого обучения счету

быстрый счет в умеПсихологи утверждают, что любая информация лучше запоминается, если задействованы все органы чувств. Процесс обучению счету в уме будет проходить быстро и легко, если ребенку не будет скучно, если он будет считать не только глазами. По этой причине целесообразно позволить ему самому перекладывать кубики или другие предметы при обучении счету, приучать его вслух произносить числа на каждом этапе. Можно сделать таблички с цифрами разного веса или размера: чем больше число, тем крупнее табличка. Необходимо подключить ассоциативное мышление, сравнивая кубики или числа с разными сказочными персонажами. Можно подключить к запоминанию чисел даже обоняние и вкус, например, выложив новую изученную цифру на тарелке малыша ягодами или овощами.

Научить ребенка быстро и правильно считать в уме не так уж и сложно, главное, не торопиться и не переживать из-за временных трудностей и случайных неудач.

12345
Загрузка...
Комментарии

К данной статье еще нет комментариев. Оставьте комментарий первым.

Оставить комментарий