Ошибки родителей в воспитании детей

ошибки в воспитании детей    Большинство родителей имеет представление о целях воспитания, но не о методах, которыми их можно достичь. И хотя каждый человек стремится вложить в своих детей все самое лучшее, одного желания мало. Многие ошибки в воспитании детей совершают из благих побуждений, и самые разумные и чуткие родители не застрахованы от этого. В решении этой проблемы полезно будет обратиться к психологии ребенка – как минимум это поможет исключить типичные и самые распространенные ошибки.

Курс на ускорение

курс на ускорениеМногие родители склонны придавать неоправданно большое значение такому показателю, как скорость развития. Ребенку, опередившего сверстников, ментальное благополучие приписывается по умолчанию. Между тем активное обучение ребенка тому, что не входит в компетенции его возраста, может навредить.

Ухудшение качества развития

Путь становления человеком состоит из ряда новообразований, которые по очереди формируются в психике ребенка. Ребенок совершает объемную внутреннюю работу на каждом этапе своего развития – нужно освоить полученные возможности, пересмотреть всю уже имеющуюся информацию сквозь призму нового знания, испробовать все сценарии поведения, которые стали доступны.

Родитель, желающий ускорить естественный процесс, начинает ставить перед ребенком задачи следующего этапа, не дав ему закончить с настоящими.

Повышение тревожности

Новообразование подразумевает, что ребенок созрел для задач определенного типа. Если же этого еще не произошло, бессмысленно пытаться их освоить – в психике ребенка отсутствуют инструменты для этого. Так, нельзя приучить к минимальной дисциплине раньше, чем в два года, поскольку ребенку еще недоступна волевая регуляция. Или, к примеру, невозможно обучить математике четырехлетку, потому что абстрактное мышление у него начнет появляться не раньше чем через год.

Такие занятия – не только лишняя нагрузка на ребенка за счет чрезмерно сложных для его лет заданий (при том, что и естественный процесс требует больших затрат ресурса). Невозможность соответствовать ожиданиям родителя способствует росту тревоги у малыша.

Как избежать ошибки

Заниматься с ребенком нужно. Участие родителя всегда мотивирует. Чтобы занятия шли на пользу необходимо:

  • Оценивать соответствие изучаемых навыков и знаний возрасту ребенка.
  • Сосредоточиться на помощи в решении текущих задач, не забегая вперед. К примеру, если ребенок дорос до освоения операций с инструментами, нужно тренировать с ним эти навыки и предлагать как можно больше разных объектов и вариантов действий с ними.
  • Уделять время повторению усвоенного.

Достижения

условная любовьЛегко понять родителей, поощряющих детей на достижения, соперничество и победы. Но именно в этой области родителям стоит быть особенно осторожными. Даже простое требование отличной учебы, не говоря уже о мечтах, в которых ребенок приносит славу семье в качестве чемпиона спорта или нового Моцарта, имеет сомнительную пользу для будущего самого ребенка.

Любовь по заслугам

На первый план выходит условная любовь, оттесняя безусловную, что не может не отразиться на партнерских отношениях во взрослом возрасте. Условная любовь – та, которую нужно заслужить. Правильными поступками, карьерным успехом, деньгами, красотой, социальным статусом.

У человека, ориентированного на получение условной любви, нет представления, что может быть иначе, что его могут любить всего лишь за то, что он это он. Такие люди очень слабы в деле построения отношений. Взамен они пытаются сохранить любовь партнера новыми достижениями, игнорируя истинные потребности партнера. Конечно, это не способствует прочности отношений.

Разрыв отношений они переживают особенно трудно, поскольку в их случае он затрагивает не только чувства, но и разрушает их ценность. Если любовь нужно заслужить, уход партнера – недочет, вина, неудача того, кто потерял.

Минус вкус к жизни

Люди с приоритетом в достижениях живут фактически от победы к победе, не наслаждаясь самим процессом борьбы, не отвлекаясь на какие-либо удовольствия. Человек этого типа похож на выпущенную пулю: движется по заданной траектории, видит только цель и не стремится даже насладиться тем призом, который подразумевает цель.

Деньги, красота, секс, талант – каждый реализует достижения в своей сфере, в зависимости от ценностей, привитых в родительской семье. Но каким бы ни было достижение, он всегда ценится, только как очередная ступенька. Деньги ради денег, ради факта обладания ими, а не для приятных трат. Красота – ради идеального отражения в зеркале, а не для того, чтобы получить симпатии окружающих. Взяв очередной рубеж, этот «спортсмен» просто переключается на новую цель и все повторяется заново.

Как избежать ошибки

Абсолютно естественно хвалить ребенка за его успехи. Не стоит бояться проявлять условную любовь. Но очень важно, чтобы в семье было принято выражать друг другу любовь «просто так», без повода. И помнить, что цель любой деятельности ребенка – не превзойти кого-либо. Цель – то новое, что он может получить в процессе.

Что касается успешности, эффективнее не прививать ребенку амбиции, а постараться дать ему максимальный ресурс. Сила, если она есть, требует действия, заставляет тратить ее, поэтому благополучная, ресурсная личность всегда находится в движении и ставит себе большие цели. Остановиться заставляют страхи и недостаток сил.

Ресурсы, которые необходимы для успеха – принятие со стороны близких, их поддержка, уверенность в себе, интерес к жизни, оптимизм.

Хаотические послания

родительский неврозБольшое значение имеет последовательность и целостность оценок, посылов и требований к ребенку в семье. Но если разные позиции родителей могут дестабилизировать малыша, то ситуация, когда на одно и то же действие он получает разную реакцию со стороны одного родителя, действует на него просто разрушительно.

Невроз

Ребенок никогда не знает, что за реакция последует в следующий момент. Не может вызвать одобрение родителей посредством своих действий. Он вынужден жить в состоянии перманентной тревоги и это травмирует его психику. Дело может дойти даже до невротического расстройства.

Подавление инициативы

Для проявления инициативы, выражения своего мнения ребенку требуется уверенность в принятии со стороны родителей. Но хаотический родитель не может дать ее. Высока вероятность, что и выросший ребенок будет избегать проявлять инициативу.

Чрезмерный контроль

Нестабильность, пережитая в детстве, может включить стремление контролировать максимум происходящего в своей жизни. С возрастом ребенок может выступать деспотом в своей семье, требующим от близких отчета в каждой мелочи. Контролирующие люди склонны нести на себе максимум нагрузки в делах, не соглашаясь передоверить ее часть никому. Из-за этого они постоянно перегружены работой и ответственностью.

Независимо от пола, этот типаж имеет склонность выбирать для отношений беспомощных или легкомысленных партнеров – тех, кого легко контролировать, и кто сам нуждается в контролирующей заботе.

Как избежать ошибки

  • Следует предъявлять ребенку четкие ориентиры «плохо – хорошо», однозначно оценивать объекты и ситуации, с которыми он сталкивается.
  • Родителю необходимо быть последовательным в своих решениях и реакциях – даже отсутствие ожидаемого наказания вызывает тревогу.
  • Наказание должно иметь строго выдержанную меру для каждого проступка и не зависеть от настроения взрослых.
  • Обещания следует исполнять.

Фрустрация

фрустрация малышаНекоторые родители, опасаясь разбаловать ребенка, принимают решение «не потакать» чуть ли не с пеленок. Чаще в роли адептов строгого воспитания в семье выступают папы – у мам, обычно, не возникает вопросов, можно ли позволять новорожденному держать грудь вне кормления и нужно ли выдержать паузу, прежде чем подойти на крик. Но и матери, допустим, из-за внешних обстоятельств, могут фрустрировать малыша – то есть, задержать на время удовлетворение его потребности.

Фрустрация оказывает огромное влияние в раннем детстве, позднее оно сходит на нет.

Чем грозит

Младенец кричит, когда испытывает дискомфорт. Он еще не знает, что придет мать и решит его проблему. Чтобы закрепился этот опыт, ситуация должна повториться много раз, а пока что дискомфорт и беспомощность для него, как и для любого живого существа, приближают к смерти. В эти секунды, пока не пришла мать, ребенок испытывает сильнейший стресс и запоминает свои негативные эмоции. Если ему часто приходится ждать, ребенок может составить впечатление о мире, как об опасном и неприятном месте, где ему не дают то, в чем он нуждается.

Именно этот период определяет, будет ли ребенок оптимистом, которого переполняет уверенности, что можно многое получить от жизни, или же пессимистом, заранее ожидающим неудач. Ранние впечатления максимально крепко запечатлены в картине мира, даже психотерапия с большим трудом корректирует травмы, которые возникли в возрасте до года.

Как избежать ошибки

  • В идеале, до двух месяцев мать должна бросаться к малышу буквально по первому звуку.
  • В три-четыре месяца уже можно подходить к кроватке с небольшой задержкой – чтобы дать младенцу ощутить свою потребность.
  • Когда ребенку исполнится год мать должна ненавязчиво присутствовать рядом, позволяя ребенку свободно исследовать мир, но быть готовой в любой момент прийти ему на помощь.
  • Время, когда нужно ребенку выставить границы (и не разбаловать), наступает только около двух лет. Теперь его можно приучать терпеть, ждать, откладывать удовлетворение потребностей и начинать прививать социальные нормы.

«Гиперзабота»

родительская гиперзабота

Чрезмерной забота считается, если мать предугадывает потребности ребенка, удовлетворяя их прежде, чем он поймет, что у него есть желание.

Инфантильность

Избавление ребенка от минимального дискомфорта в раннем возрасте чревато формированием инфантильного склада личности. Этот тип характеризуется безответственностью, легкомыслием, неспособностью терпеть ограничения и заботиться о ком-либо, даже в своей семье. Такие люди сами нуждаются в ком-то, кто позаботиться о них и обеспечит.

Пресыщение

С одной стороны, для такого человека характерно переживание отсутствия желаний – как будто у него есть все необходимое (что может не соответствовать реальному положению дел).

С другой стороны, человек стремиться ощутить желание, иначе невозможно испытать и удовольствие. Он ищет недоступную ему остроту ощущений и эмоций в развлечениях, новых впечатлениях, зрелищах. Среди подобных людей – много любителей экстремальных развлечений.

Как избежать ошибки

Ждать, пока ребенок сам сообщит о своей нужде, и только после этого – приходить к нему на помощь. Чрезмерная забота не навредит только в течение первых двух месяцев от роду, но по достижению этого возраста родитель должен пресекать в себе это желание.

Контроль

чрезмерный контрольВозраст двух лет – сложный период для родителей. В этом возрасте ребенок испытывает на себе первые ограничения, обучается правилам поведения, учится контролировать себя. Дети начинают активно сопротивляться своим границам, осознанно не слушаются родителей и даже склонны поступать «назло». В этих условиях большинство родителей делятся на два лагеря, совершающих две типичные ошибки на этом этапе: одни начинают подавлять порывы самостоятельности ребенка, вторые – потакать ему во всем.

Протест

Эта акцентуация предполагает склонность к протесту, борьбе за свои права, конфликтам с вышестоящими (начальник, правительство, старшие в семье). Такому человеку непросто будет прижиться в крупных корпорациях, соблюдать субординацию, подчиняться распорядку дня и выполнять требования начальства.

«Революционером» может стать ребенок как авторитарных родителей, так и тех, кто позволяет своим детям все. Многое в формировании этого типажа зависит от врожденных данных.

Послушание

Подобная личность не имеет больших амбиций, не отличается самостоятельностью, испытывает трудности с принятием решений и нуждается в твердой руке. Очень важно общественное мнение и моральные нормы. Профессиональная, творческая и личная самореализация значат для этого типажа мало, главная их ценность – стабильность и безопасность, как в профессиональной сфере, так и в семье.

Как избежать ошибки

Несмотря на то, что в этот период ребенок учится подчинять свои желания необходимости, стоит позволить ему победить на этом этапе родителей. Это не значит, что ребенок не должен усвоить правила поведения, но необходимо позволить ему ощутить способность самостоятельно воздействовать на ситуацию. Это позволит ему вырасти в уверенного в своих силах, независимого от чужого мнения, ответственного человека, управляющего своей жизнью.

Когда ребенок упрямится и настаивает на своем, родители периодически должны уступать его желаниям. В такие моменты ребенок и будет убеждаться в том, что может влиять на события. Однако родителям нельзя сдаваться сразу, без борьбы. Только приложив усилия для победы, ребенок сможет ощутить в себе силу.

Типажи послушного и протестующего, хоть и отличаются по своему отношению к «старшим» фигурам, тем не менее, оба ставят себя на позиции младших. Победивший ребенок имеет шанс вырасти в того, кто будет чувствовать себя равным другим. Из таких детей нередко вырастают бизнесмены.

Идеальных родителей не бывает. Стараясь избегать ошибок в воспитании, все же стоит спокойно принимать мысль о том, что они будут – ошибки неизбежны.

Самое важное в семье – взаимная любовь и чуткость к чувствам друг друга. И не только со стороны родителей к ребенку – хорошие отношения между супругами не менее важны, ведь именно эту модель ребенок возьмет за образец для своих будущих отношений.

И помните, безусловная любовь лечит все раны.

12345
Загрузка...
Комментарии

К данной статье еще нет комментариев. Оставьте комментарий первым.

Оставить комментарий