2 как мотивировать ребенка

Как правильно мотивировать ребенка

как мотивировать ребенкаМногие взрослые говорят: «Эх, если бы меня вовремя поддержали родители…» Им не удалось добиться желаемого, поддержку не получили, а собственного стремления оказалось недостаточно. Если бы родители были немного внимательней к ним и вовремя сказали: «Будь смелей! Ты молодец и все будет хорошо!» ─ результат был бы совсем иным. Это и есть мотивация ─ в успехе, на хорошую учёбу, на любые другие достижения. А как мотивировать маленького человека, мы и рассмотрим в данной статье.

Основные правила мотивации

Как мотивировать ребёнка? Достаточно соблюдать простые правила. Для их выполнения взрослым придётся несколько перестроиться, что потребует некоторых усилий.

  • На все свои вопросы малыш должен получать отклик. Не позволяйте себе отмахнуться от вопроса маленького человека. Когда он получает интересный ответ, то начинает осознавать, что получить новое знание ─ это здорово.
  • Обращайте внимание на все его интересы, особенно отмечая те, которые связаны с приобретением новых знаний и навыков. Если любит рисовать ─ отведите в изостудию, нравится наблюдать за животными ─ посещайте посвящённые этой теме музеи, выставки, приобретите книги. Главное ─ делать все это нужно совместно. И обязательно затем поделиться впечатлениями, узнать, какие эмоции ребёнок испытал.
  • Попробуйте изучить биографии людей в той области, которая малыша увлекает, ─ купите книги и вместе прочитайте. А в обсуждении прочитанного обратите внимание на момент достижения успеха человеком, о котором читали.
  • Люди, окружающие ваше чадо оказывают огромное влияние на него. Пробуйте формировать это окружение. Например, запишите его в соответствующую организацию, секцию.
  • В школе ребёнок проводит огромное количество времени. И обстановка в ней имеет большое значения. Преподаватель, не владеющий предметом или плохо относящийся к детям, способен отбить тягу к учёбе даже в самой любимой области знаний. Не пренебрегайте приглашениями учителей в школу. Если замечаете какие-то сложности в отношениях вашего ребёнка и коллектива класса ─ старайтесь подобрать ему другую школу. Эта ситуация не для поиска справедливости, здоровая психика ребёнка важнее.
  • Поинтересуйтесь, кто лидирует в учебном коллективе? Кто лучше всех учится и как относятся к этим ребятам. Окружающие должны побуждать ребёнка к овладению новыми знаниями, к достижению успехов.
  • Неудовлетворительные отметки огорчают. Но нельзя чрезмерно много внимания уделять этому и сверять успехи своего чада с оценками других ребят. Он должен всегда чувствовать, что вы на его стороне в любой ситуации. Обязательно нужно выразить одобрение за хорошую оценку. А если она плохая ─ узнать причину неудачи и помочь её преодолеть.
  • Сейчас принято максимально загружать время ребёнка. Это может привести к ситуации, когда психика не выдерживает и интерес пропадает ко всему. Важнейший момент ─ разумное сочетание занятий и досуга.
  • Известный факт ─ талантливый человек вовсе не обязательно хорошо учиться. А отличник может и не быть одарённой личностью.
  • Запугивание и наказания не могут мотивировать ни к чему хорошему.

мотивация ребенка 2

Возможные ошибки взрослых

Если ребёнок уверен в том, что сможет достичь успеха, то будет делать все возможное для достижения цели. А когда уверенности в успешном выполнении задания нет, но все получается, то градус счастья огромен. Но если завышаются требования и при всех усилиях результата нет, ребёнок не получает одобрения, мотивация отсутствует. У маленького человека не будет стремления учиться и развиваться ещё и в том случае, если окружающие считают его хорошие результаты чем-то совсем обычным, как будто он никогда не может ошибаться.

Успехи в школе ─ это результат сформированной мотивации. Выполнение домашних заданий ─ проверка на прочность родителей во многих семьях. Дети не могут себя заставить начать выполнение уроков. Они будут делать что угодно ─ играть, рисовать, смотреть телевизор. Родитель теряет выдержку и доходит до крика и ругани. Школьник чувствует постоянный прессинг и, в конце концов, учиться не хочет. Результатом может стать тотальная неуспеваемость и умственная апатия.

Основные ошибки

  1. Слишком раннее начало учёбы в школе. Родители с гордостью отмечают, что их ребёнок обладает большим количеством знаний для своего возраста и делают вывод ─ он полностью готов к школе. Но больше важна готовность психологическая. Должен быть сформирован навык делать то, что от него требуют в данный момент, а не то, что ему хочется.
  2. Возраст скелета ребёнка к моменту начала обучения. Рука должна завершить своё формирование. Количество зубов ─ к поступлению в школу у ребёнка 4 передних резца ─ 2 верхних и 2 нижних уже должны смениться. Если биологически малыш ещё не созрел, учиться в школе ему будет тяжело. Слишком быстрая утомляемость и невозможность выполнить требования учителя заставит его невзлюбить школу и все, что с ней связано.
  3. Ребёнка оберегали, и он не посещал детский сад. У него не было возможности научиться уважать чужое мнение, соблюдать ограничения и узнать нормы, необходимые для жизни в коллективе.
  4. Проблемы в семье. Ребёнок, который формируется в постоянно накалённой атмосфере и привык к ней, не будет должным образом реагировать на школьные неурядицы. Его сил на это просто не хватит.
  5. Если в повседневной действительности ребёнок разболтан, не соблюдаются элементарные понятия о режиме дня, ему намного сложнее учиться. Если же в свободное время у него есть некоторое количество дополнительных занятий и мероприятий, он более нацелен на успешную учёбу.
  6. Взрослые, окружающие ребёнка, должны уметь договориться между собой о едином уровне требований к нему.
  7. Недопустимы как жёсткие меры влияния ─ запугивание, избиения, психологическое подавление, так и противоположные — чересчур сильная опека, задаривание.
  8. Способности и возможности ребёнка должны быть справедливо оценены, чтобы не было чрезмерных требований. Не стоит подозревать малыша в лености, для проявлений апатии и лени могут быть серьёзные причины (болезнь, особое психологическое состояние).
  9. Некорректное отношение к ребёнку и результатам его усилий. Это может быть обидное прозвище, сравнение с другим ребёнком, насмешка и т. д.
  10. Огромное число родителей надеяться на то, что их ребёнок будет иметь те интересы, которые были важны и для них в детстве. Особенно если самим не удалось достичь успеха, и они проецируют свои ожидания на ребёнка.

мотивация ребенка 1

Формирование мотивации

Как же практически сформировать у ребёнка желание действовать, как мотивировать ребёнка? В основе лежит создание вокруг ребёнка обстановки, в которой самому захотелось бы чему-то учиться.

Основные моменты

  • Нужно уточнить, почему мотивации нет ─ может быть, ребёнок учиться хочет, но не получается или это недочёты воспитания.
  • Малыш не умеет мыслить в дальней перспективе. Поэтому он способен рассуждать только о ближайшем будущем. Слова о том, что если ты плохо учишься, то в жизни ничего не добьёшься ─ для него пустой звук.
  • После выяснения причины стараться устранить её. А ошибки воспитательного момента нужно стараться исправить.
  • Если учиться у ребёнка не получается, то преодолевать это нужно вместе, помогать и формировать необходимые умения.
  • Постепенно у ребёнка сформируется необходимое умение слушать и умение слушаться. Но пока этого нет, очень важно, чтобы родители наблюдали и участвовали в процессе учёбы, помогли определить нужную периодичность и последовательность действий, ─ когда сесть за уроки, когда отдохнуть и прочее. Нужно прививать ребёнку самодисциплину.
  • Зона ближайшего развития ─ её надо создавать и поддерживать. Недопустимо выполнять за ребёнка его задачу, если он сможет её выполнить сам.
  • Важнейшая тема ─ как оценивать сделанное задание. Он ведь очень старался и по сравнению с предыдущим заданием достиг заметного успеха. Родители его похвалили. Но преподаватель в школе оценил результат, сравнив его с результатами остальных учеников, и оценка плохая. Чтобы не оказаться в такой ситуации, нужно быть в курсе необходимого уровня знаний и умений.

мотивация ребенка 3

  • Если в семье при увеличении требований к ребёнку ему помогали, поощряли и относились с теплотой, то сформируется мотивация на успех и учиться он будет с удовольствием. Если же к нему относятся жёстко, деспотично или просто безразлично ─ сформируется совсем другой мотив ─ как избежать ситуации, в которой поджидает неудача.
  • То, как ребёнок оценивает себя ─ важнейший момент формирования мотивации к учёбе. Если малыш оценивает свои возможности ниже, чем они есть на самом деле, то будет отсутствовать мотивация к учёбе. Если сформировалась слишком высокая оценка себя, то возникает опасность не замечать своих недочётов в учёбе и не признавать их. Успеваемость в школе не является основополагающей для успеха в жизни. Прежде всего, нужно вырабатывать у ребёнка адекватное восприятие самого себя в позитивном ключе. Важно поощрение ребёнка за его успехи. Поощрение в материальном смысле ─ вопрос спорный и каждый вправе определяться с этим сам. Прекрасный вариант поощрения ─ совместное посещение интересных мест, поездки и путешествия.
  • Сиюминутного успеха быть не может. Важно соблюдать уверенную последовательность в действиях, даже если при этом вы не наблюдаете видимого прогресса.
  • Самоконтроль ─ необходимый навык. Подавляющее число ошибок появляется по невнимательности и ребёнок должен уметь проверять себя, учиться исправлять их. Постепенно вырабатываются многие деловые качества, которые в переходном возрасте помогут сформировать мотивации достижения высоких результатов. Процесс длительный, важно проявить терпение и не дёргать ребёнка зря.
  • Ребёнок обязательно должен поверить в то, что непременно добьётся успеха. И родители, и преподаватели должны его поддержать.
  • Сложный момент в школе ─ переход в средние классы увеличивается нагрузка, незнакомые преподаватели, новые предметы. Нужно постоянно иметь контакт с ребёнком, слушать и слышать его, приходить на помощь при появлении проблем, научить перераспределять своё время и нагрузку.
  • Сдача государственной аттестации ─ страшилка для всех старшеклассников и их родителей. Подавляющее большинство школьников к 16 годам имеют представление о том, чем хотят заниматься. Задача родителей ─ поддержать в выборе и помочь определиться. Необходимо уважительно отнестись к решению подростка, даже если родителям этот выбор не нравится.

Самый верный способ мотивировать ребёнка, в том числе и на учёбу ─ это сформировать у него ясное осознание того, чем он занимается, в чём смысл всех усилий. Мы, взрослые, думаем, что все лежит на поверхности и значение учёбы бесспорно. Но для ребёнка это не так. И наша задача ─ дать возможность ему самому определиться с будущим и, мотивируя его на успех, помочь в достижении желаемого.

12345
Загрузка...







Комментарии

К данной статье еще нет комментариев. Оставьте комментарий первым.

Оставить комментарий