2 Вальдорфская система образования - основные идеи

Сущность вальдорфского обучения

вальдорфская система

Детство – это самое важное время в жизни человека. Научно доказано, что дети, не имевшие возможности адекватной социальной адаптации в первые годы жизни, в дальнейшем испытывают серьезные трудности в процессе общения и восприятия окружающего мира.

Современные методики образования акцентируют внимание на воспроизведении знаний, совершенно не уделяя внимание эмоциональному развитию. Это приводит к тому, что со временем дети начинают испытывать страх перед неудачей в учебе, школа не признает особенностей их мышления, не дает возможности проявлять чувства, таланты. Система образования вальдорфских школ позволяет максимально комфортную среду взросления, где он сможет ощутить свою индивидуальность и почувствовать заботу. В ней к каждому ребенку используется индивидуальный подход, позволяющий развивать не только его интеллектуальные способности, но и эмоциональное восприятие мира.

Вальдорфская система образования

В основу вальдорфских школ легло антропософское представление, согласно которому в человеке одновременно сочетаются дух, тело и душа: мысли (разума, интеллекта), чувства и воли. Согласно этой системе образования, развитие не должно иметь однобокий характер: нельзя насильно прививать приобретение знаний или навыков, малыш должен самостоятельно, путем развития психики, моторики, образного восприятия познавать окружающий мир.

Особое внимание в образовательном процессе уделяется эмоциональному состоянию детей. В школах создается максимально комфортная обстановка, где нет давления и необходимости следовать строгой программе – каждый малыш растет в своем собственном ритме. Педагоги не форсируют процесс обучения, напротив, они используют исключительно индивидуальный подход.

История возникновения системы образования

основатель вальдорфских школ

Основоположником этой системы воспитания детей стал легендарный мистик и философ 20 века, Рудольф Штейнер. В 1907 году он опубликовал свой труд «Образование ребенка», в котором нашла отражение ранее разработанная им концепция антропософии. Книга стала прорывом педагогики, и уже в 1919 году в Штутгарте была открыта первая вальдорфская школа. На сегодняшний день во всем мире действует более 1000 таких школ.

Спустя два десятилетия после открытия первой школы, основываясь на ее достижениях, во многих странах мира были открыты аналогичные заведения: в США, Голландии, Норвегии, Австрии, Украине и пр.

В своей книге Штейнер говорил о том, что любовь к ребенку должна служить главной движущей силой в его развитии. Причем речь шла не только о любви родителей: дети – это самые искренние и бескорыстные существа, они крайне чувствительны к мимике взрослых, их эмоциональному состоянию. При этом в первые годы жизни они очень зависимы от окружения. Он еще не в состоянии дистанцироваться, выделить собственное я, а потому именно окружающие его люди создают фон для развития его физического и психического здоровья.

Направления работы

работа вальдорфской системы

Работа вальдорфских школ основывается на том, что ключевым этапом становления личности человека является детство. Педагоги не стремятся искусственно привить детям знания, не проводят различные интеллектуальные тренинги, они позволяют детям в естественном темпе развивать то, что было заложено в них природой. Чтобы этот процесс воспитания был успешным, в школе создаются благоприятные условия: нет оценок и понятия «неуспеваемость», практически не используются учебники.

К основным направлениям работы вальдорфских школ можно отнести:

  • создание комфортной среды;
  • отсутствие оценивания поведения;
  • воспитание с помощью личного примера;
  • многофункциональные игры;
  • организация дневного ритма;
  • использование основ культуры в работе в детьми.

Все эти способы работы с детьми гармонично сочетаются между собой, создавая внутри школы ощущение семьи, где детям комфортно и спокойно. В таких условиях проявляются их лучшие качества, развиваются таланты, воображение, они начинают полноценно ощущать свою индивидуальность.

Создание благоприятной атмосферы

Главный принцип работы вальдорфских школ – создание атмосферы, в которой ребенок будет чувствовать себя максимально комфортно, «как дома». В таких условиях малыш начинает проявлять инициативу, принимать активное участие в играх по собственному желанию, процесс обучения вызывает у него неподдельный интерес, что приводит к успехам.

Главная роль в создании такой атмосферы отводится учителю. Он не должен быть нейтральным равнодушным наблюдателем, напротив, учитель в вальдорфской школе – это яркая, творческая личность, пример для подражания для детей. Он должен уметь найти подход к каждому в группе, наладить с ним доверительные дружеские отношения, чувствовать любые изменения в настроении детей.

Методы преподавания

атмосфера вальдорфской системы

В основе всех методов работы с детьми и воспитания в вальдорфских школах лежит апелляция к чувствам, а не к интеллекту. На каждой стадии обучения происходит развитие той деятельности, которая действительно интересна, не вызывает у него отторжения или любых других негативных чувств. Педагоги вальдорфских школ обязательно учитывают различные темпераменты детей, дают им возможность развиваться в собственном ритме.

  • Развитие памяти

В основе этой педагогики лежит отказ от традиционного наглядного обучения, когда дети должны видеть предмет и запоминать его. Обучение проходит иначе: он не просто запоминает, в его сознании память работает совместно с эмоциональным восприятием того или иного предмета, чувства становятся опорой для памяти. Эмоциональная память считается одной из самых долгосрочных, поэтому заучивание стихов, таблицы умножения в сочетании с эмоциональными движениями будет более эффективным.

  • Развитие интереса

Главное преимущество вальдорфских школ и их педагогики заключается в том, что они прививают детям интерес к учебе и образованию. Система обучения задействует мобилизацию интереса для тесного переплетения с образовательным процессом: поскольку дети до 9 лет предпочитают активные игры, им тяжело усидеть на месте, они хотят много двигаться, играть, то именно в такой форме обучение будет наиболее эффективным.

В дальнейшем, когда дети начинают познавать себя, отделять себя от окружающих, осознавать свое место в жизни, в программу обучения вводятся зоология, география – те предметы, которые позволят расширить его кругозор, представление о строении мира.

  • Гармонизация душевной жизни и социальной среды

Еще одна принципиальная особенность педагогики и воспитания – отсутствие подавления индивидуальности. Вокруг малыша создается комфортная благоприятная среда, где окружающие принимают его таким, какой он есть.

Педагоги при этом поддерживают равновесие воли, чувств и мышления. Такая гармония душевного состояния позволяет полноценно развиваться физическому здоровью.

  • Ритмический распорядок дня

вальдорфская система

Вальдорфская система образования невозможна без ритмического распорядка. Этот аспект работы с детьми был заложен еще основоположником школ и имеет принципиальное значение. Для каждого дня, проведенного в школе, существует определенный ритм. Как правило, день начинается с основного урока, требующего максимальной концентрации – математики, ботаники и пр. Затем дети занимаются уроками, предусматривающими использование ритмических движений – хлопков, прыжков, при этом они могут читать стихи или учить таблицу умножения.

У каждого дня недели имеется своя функциональная нагрузка – например, по пятницам во многих школах проходят генеральные уборки с участием детей. Малыши, выполняя простые движения, оказываются вовлечены во взрослую жизнь. Благодаря такой системе у детей вырабатывается собственный ритм жизни, они привыкают к выполнению определенных задач в разные дни недели. Систематичность также способствует лучшему усвоению материала.

Игры и игрушки в вальдорфской школе

игры и игрушки

Вальдорфская система в детских садах позволяет особое внимание уделять играм детей. Содержание игр бывает разным: это и свободные, и ролевые игры. Как минимум два часа в день дети играют самостоятельно, так, как подсказывает им их фантазия. Это позволяет развивать их образное мышление, они выпускают наружу свою индивидуальность. Как правило, такие игры устраиваются в первой половине дня. Любимыми играми становятся интерактивные игры-розыгрыши определенного сценария. В таких спектаклях дети импровизируют, основываясь на знакомых сюжетах.

Игрушки – это отдельный аспект воспитания. В вальдорфских школах нельзя встретить неестественных кукл, роботов, монстров, чудищ и других персонажей, любимых детьми. Главное условие для игрушек – они должны быть реалистичны. Дети с интересом увлеченно играют с поленьями, шишками, желудями, веточками, спилами, каштанами, кусочками коры и другими «игрушками» из леса. Естественные формы и материалы позволяют активнее включать воображение, представлять и воспринимать окружающий мир целостным и логичным.

Плюсы и минусы

У вальдорфских школ немало поклонников по всему миру, преимущества такой системы обучения детей неоспоримы:

  • она ориентирована не на воспроизведение знаний или на механическое запоминание, а на всестороннее развитие ребенка;
  • она учитывает возрастные потребности и способности ребенка;
  • она учит ребенка ориентироваться на себя и свои достижения, а не на внешнюю оценку;
  • материал изучается всеми возможными способами, то есть малыш полностью погружается в изучаемый объект;
  • обучение строится не на принуждении, а на добровольном желании.

Вместе с тем, вальдорфские школы имеют и ряд противников. Связано это с тем, что основоположником школы являлся Рудольф Штейнер, фигура весьма противоречивая и спорная. В связи с этим школы обвиняют в оккультизме и сектанстве. Внутри школ действительно действует своя идеология, общение получается довольно закрытым, а дети буквально боготворят учителя.

Другой аспект критики связан со сложностями адаптации воспитанников в современном мире. Дети учатся сначала в садиках, затем в школах по этой системе, однако, после выпуска, им приходится поступать в университет, где правит совсем иная система обучения. Дети привыкли к тому, что их индивидуальность ценится больше всего, а процесс обучения строится на интересе, что довольно часто расходится с современными реалиями.

12345
Загрузка...







Комментарии

К данной статье еще нет комментариев. Оставьте комментарий первым.

Оставить комментарий