Возрастание наших потребностей — благо или зло?

Потребности человека
Что нас заставляет действовать и откуда берётся мотивация? Конечно же, мы ежедневно занимаемся одними и теми же делами не потому, что так надо или принято. Мы делаем это, чтобы добиться результата, который удовлетворит наши нужды. Они-то и являются тем волшебным толчком, от которого мы встаем из кровати и переходим к действиям. Ведь нужно кушать, поддерживать горящим домашний очаг, добиваться повышения, заботиться о ближнем своем и получать удовольствие от своего существования. Другими словами — угождать своим потребностям.

Что такое потребность?

Потребность — это нужда или чувство недостатка в чем-либо, которая проявляется в виде стремления, желания или влечения.

А яркость вызванной эмоции определяет силу мотивации, побуждающей к действию. Вот, например, едут на работу в одном вагоне метро три человека. Один полностью удовлетворен такими ежедневными поездками — ведь ты сидишь (стоишь?) и едешь, а не торчишь в пробке. Второй «хотел бы» добираться на работу на собственном автомобиле, но его желание такое вялое, а потребность хорошо отгулять конец рабочей недели (дня?) стоит на порядок выше комфорта передвижения. А третий «горит желанием», но главное — стремлением заработать на личный транспорт. У них троих разная «яркость» одной потребности. Понятное дело, кто первым станет обладателем автомобиля.
Отсюда и вывод: воспитание потребностей — ключевой аспект в личностном росте. Ведь неправильная расстановка приоритетов будет мешать в формировании и достижении своих целей. Но для этого нужно понимать какие виды потребностей существуют, а также их физиологическую и психологическую приоритетность.

Пирамида потребностей Маслоу

Множество разных культурных деятелей предлагали свои классификации потребностей, но они все имеют общие три группы:

  1. Витальные, они же физиологические потребности;
  2. Социальные (быть равноправною частью общества или группы);
  3. Духовные (потребность познания и самореализации).

Самой популярной концепцией конца ХХ века стала «Иерархия потребностей», выдвинутая американским психологом и гуманистом Абрахамом Маслоу. Его диаграмма в виде пирамиды широко распространена в бизнесе и используется для изучения рынка потребления. Его теория заключается в том, что:

  • с детства люди имеют похожий набор мотивом, который базируется на генетических и социальных факторах;
  •  одни потребности являются фундаментальнее других;
  • некоторые нужды должны быть удовлетворены ранее, чем человек перейдет на новый уровень.

На основе этих тезисов Маслоу разработал иерархическую пирамиду потребностей и расположил их по актуальности начиная с первоочередных и до вершины, конечной цели развития человека — самореализации.

Пирамида Маслоу

Сегодня, его теория подвергается частой критике. Так, например, ученые из Университета Иллинойса провели тестирование, в котором принимали участие жители из 120 стран мира на протяжении 5 лет. По ответам на вопросы об удовлетворенности в финансовом, социальном и личностном планах, исследователи обнаружили, что упорядоченность и классификация потребностей являются универсальным алгоритмом достижения счастья, но порядок у каждого человека разный. И этому есть реальные примеры: некоторые люди, стремятся добиться уважения, не обращая внимания на свою безопасность, а другие ставят личностный рост превыше всех иных потребностей.

К тому же полностью утолить нужду в любом из пунктов невозможно. Так как со временем потребности растут и с достижением одной цели повышается планка. Они постоянно трансформируются под действием факторов, влияющих на человека как изнутри, так и извне. Этот процесс объясняется законом возвышения (возрастания) потребностей.

Закон возрастания потребностей

Рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше. И понятие «лучше» постоянно увеличивается не только поднимаясь по ступенях пирамиды Маслоу, но и разрастаясь вширь.

Закон возвышения потребностей звучит так: динамика развития разных потребностей непрерывно растет в количественном соотношении и постоянно переживает изменения в качественном отношении.
Иными словами, когда человек перестал жить впроголодь, тогда у него возникает потребность в безопасном жилье и полноценном питании. Достигнув этого, появляется желание занять достойное место в обществе, создать уют в доме и перейти на более качественные продукты. Завоевав себе некий статус, уже нужно подумать о позитивном мнении окружающих, в то время, как дом должен быть укомплектован качественной мебелью и техникой, а в пище должны чаще появляться деликатесы.

И предела «горизонтального» развития — нет. Особенно когда нужду можно исполнить с помощью материальных средств. В мире не существует и никогда не будет существовать нужного количества доступных благ, чтобы достичь ощущения полной чаши. Почему?

  1. Во-первых, люди пользуются новыми благами. Когда-то не было телевизоров, потом они стали элементом роскоши, а вскоре — обязательным элементом в каждой квартире. Их изменения произошли и во внешнем виде, и в функциональном.
  2. Во-вторых, круг необходимых вещей постоянно растет. Для этого непрерывно разрабатываются нужные для экономии времени и ресурсов новые изобретения. Государства занимаются гонкой вооружения, а производители — бытовой техники, продуктов питания, сферы обслуживания и т. д.
  3. В-третьих, мы окружены рекламой. Даже если о некоторых вещах мы никогда не слышали и прекрасно обходились без них, так, после воздействия рекламы они нам обязательно понадобятся.

Темпы, с которыми расширяется круг потребления, просто катастрофические. Становится очень легко попасть в потребительскую каббалу и застрять на одной ступени развития. Восхождение на вершину превращается либо в резкий вертикальный взлет, либо в блуждания по горизонтальной плоскости. Исчезает мотивация. Возникает застой. А достигнутая цель больше не приносит радости.
Чтобы двигаться по диагонали, то есть развиваться одинаково качественно и количественно, нужно четко разделять чего на самом деле нам хочется, а что навязано извне.

Разумные потребности

Схема цикл Мотивации Если смотреть по таблице иерархии, то вершиной развития личности является самовыражение. Современные ученые не склонны к такой конкретике и дают более подходящее определение: «духовное развитие». Но это не значит, что на подходе к вершине придётся отречься от всего завоёванного непосильным трудом и уйти в религию.

Духовное развитие — это высокие идеалы добра, справедливости, красоты. Их созидание и созерцание. Это работа, на которую уходят наши душевные силы. Для полноты понимания хорошо применить контрастность и рассмотреть что такое «бездуховность» — это сознание, не выходящее за рамки обыденности, потребительства и привязки к вещам. Бездуховность приводит к деградации, что сегодня набирает обороты пандемии. Даже появилось определение такому феномену: homo consumer – человек потребляющей.
С этим нужно бороться с помощью осознанности своих нужд и переходу к осознанному потреблению, которое имеет такие критерии:

  1. Чувство меры. В данном случае это предел, состоящий из здравого смысла, общественных норм и морали. При переходе за эту черту, любые качества предмета потребления получат негативный оттенок.
  2. Гармония. Потребности не существуют в чистом виде. Они все взаимосвязаны. Когда человек работает над удовлетворением только одной нужды, тогда все остальные подавляются. Такое поведение только увеличивает чувство неудовлетворенности и тормозит личностный рост. В таком случае депрессия неминуема.
  3. Соответствие возможностям и способностям. Блага, в которых нуждается человек — безграничны, чего нельзя сказать о доступных ресурсах. Если этого не понять еще на раннем этапе пути к успеху — возникнет чувство зависти. А зависть будет действовать, как балласт, занижая самооценку и убивая стремление к достижению своих целей.
  4. Управляемость. Нельзя допускать чтобы желания управляли поступками, как говорил Жан-Жак Руссо: «Все страсти хороши, когда мы владеем ими; все дурны, когда мы им подчиняемся».
    Путь к духовному обогащению и развитию лежит только через тотальный контроль своих желаний. Если отпустить поводья, вполне реально, что их возьмет в свои руки кто-то другой и вы перестанете владеть ситуацией, не понимая в чем причина всех бед и отсутствия радости в жизни. У счастливых людей нет всего самого лучшего. Они находят лучшее в том, что у них есть.

12345
Загрузка...
Комментарии
  1. глубокая сущность экономических потребностей раскрывается в законе роста потребностей . Закон возрастания потребностей .

Оставить комментарий