Проблема выбора свободы и ответственности

свободный человекЗадумывались ли вы над вопросами, есть ли в нашей жизни абсолютная свобода и насколько независим человек в своем выборе? Что важнее, духовное или материальное. Поговорим о главных ценностях нашей жизни.

Есть ли в нашей жизни абсолютная свобода?

воля человекаЧеловек приходит на эту землю, чтобы учиться принимать решения и нести за них ответственность. Вопрос, есть ли в нашей жизни абсолютная свобода, философы решают не одно тысячелетие. Двойственная природа понятия не дает возможности для однозначного ответа. Мы ежедневно выбираем между духовным и телесным, верой и неверием, здоровьем и болезнью. От того, чему будет отдано предпочтение зависит дальнейшая наша судьба. Каждое событие в ней — результат верного или неверного выбора, сделанного нами в определенный период.

Воля человека проявляется в том, способен ли он нести ответственность самостоятельно или поспешит переложить ее на плечи других. Слабый духом во всех неудачах своей жизни обвинит родителей, коллег, неблагополучное стечение обстоятельств, правительство, финансовый кризис. Виновные отыщутся, было бы желание. Сильная личность признает свои ошибки, проведет анализ и попытается их исправить. Зрелость определяется способностью решать проблемы, добиваться успеха, осуществлять свой выбор самостоятельно, руководствуясь поставленными целями.

«Чем сильнее воля человека, чем выше его критерии нравственности, тем смелее он смотрит на свои недостатки и слабости».
/В. Г. Белинский/

Что такое свобода в нашей жизни?

свобода в жизниПрежде чем ответить на столь сложный вопрос, необходимо дать определение самой категории. Свобода – это осознанные поступки человека, основанные на его сознательном выборе. Она может быть абсолютной или относительной. Первый вариант предполагает полное отсутствие влияния со стороны внешних обстоятельств либо других людей на принятие решения индивидом. Это понятие весьма многогранно и может рассматриваться в нескольких аспектах:

  1. Религиозно-философском, как наличие у человека независимого выбора и вариантов его реализации.
  2. Нравственно-этическом, как возможность волеизъявления индивида, на которую не влияют внешние факторы.
  3. Законодательно-правовом, как конституционная гарантия права выбора для всех членов общества.

Относительная свобода это то, с чем мы сталкиваемся в нашей жизни ежедневно. Человек существо социальное, поэтому ограничен множеством законов и условностей.

Независимость или рабство? Правильно ли потакать своим желаниям?

достижение свободыСовременный человек провозглашает девизом своей жизни тезис: «Делаю, что хочу». Является ли такое поведение свободным волеизъявлением или нами руководят лень, порочные страсти, эгоизм? Несомненно, каждый в праве определять для себя, чем питаться, как проводить время, заниматься спортом или лежать на диване перед телевизором. Совершая в корне неверные поступки, мы формируем программу саморазрушения личности, результатом которой становится моральная и физическая деградация.

Мы говорим: «Мне это нравится. Я свободный человек и буду делать так, как пожелаю». Во многих случаях кажется, что решения мы принимаем самостоятельно. Но на самом деле проблема выбора здесь даже не стоит. Мы руководствуемся стереотипами поведения, привычными или продиктованными извне. Воля блокируется уже на уровне физиологических проявлений.

Существуя под давлением внешних обстоятельств нашей жизни, мы плывем по течению, не желая ничего менять, потому что это требует больших усилий, причем не только физических. Фактически, мы просто отказываемся взять на себя ответственность за события своей жизни. Даже какую пищу выбрать, за нас решает организм, требующий кофеина, «легких» калорий, простых углеводов к которым привык.

Ощутить себя свободным можно только научившись действительно владеть своими чувствами, управлять эмоциями, отказавшись от привычек, которые нас губят. Это огромный труд, позволяющий освободится от всего, что мешает достижению духовного и физического совершенства. Формировать у ребенка ответственность за собственные дела и поступки — обязанность хороших родителей.

«Вещизм» и духовность личности

свободная воляРазвитие общества и скачок научно-технического прогресса привели к росту уровня потребления материальных благ. Более того, сегодня произошла подмена нравственно — этических понятий, в результате которой обладание той или иной вещью стало приравниваться к свободе. Мы превратились в рабов желаний, зачастую навязанных нам извне. Природой заложено в человеке минимум потребностей:

  • пища (позволяет поддерживать тело в состоянии работоспособности);
  • одежда (заботится о том, чтобы не нарушался тепловой баланс в организме);
  • жилище (предназначено для обеспечения безопасного отдыха и сна).

Как видите, для поддержания нашей жизнедеятельности нужно не так уж много. Однако, в бесконечный марафон приобретения вещей, нужных и не очень, человек втянут с рождения до самой смерти. Надо ли говорить, что выгодно это лишь корпорациям, производящим товары, торговым сетям которые их реализуют и банкирам, предоставляющим кредиты на покупку. Что это, как не фактическое рабство, зависимость от вещей, прикрытая пустыми фразами?

«Непомерное потребление материальных благ часто ведет к величайшим невзгодам»
/Даниэль Дэфо/

Узы Гименея — можно ли оставаться свободным в браке?

узы брака и свободаСовременные мужчины и женщины не стремятся создавать семью. На первое место они ставят карьеру, достижение материальных благ, личную независимость. Корни этой проблемы кроются в психологической незрелости отдельных индивидов. Многие справедливо считают, что семья помеха вольной жизни. Ответственность за ближнего воспринимается ими как тяжкая повинность. Встает проблема: оставаться одинокими и свободными или отдаться чувствам, связав свою судьбу с любимым человеком, хорошо понимая, что при этом неизбежно придется идти на уступки, искать компромиссы.

Приверженцы первого варианта предпочитают отношения несерьезные, без обязательств. Они страшатся сильной привязанности, избегают ответственности перед партнером. Среди таких людей встречаются закоренелые эгоисты, привыкшие в жизни руководствоваться собственными желаниями и амбициями. Но большинство из них тонкие, ранимые личности. Они боятся, что чувство пройдет, любовь сменится разочарованием, останется душевная боль. Их стремление сохранить независимость есть всего лишь вечная боязнь неудач, собственные страхи делает таких людей очень несчастными.

Отношения, построенные на принципах нетерпимости к недостаткам партнера, бесконечных претензиях, жестких ограничениях, не подарят счастья. Человек в таких обстоятельствах будет постоянно ощущать себя несвободным. Между тем, семья не тюрьма. Ограничивать человека вопреки его желанию никто не в праве. Если такое происходит, можно говорить о психологическом насилии. Но делать все, что вздумается, не считаясь с мнением близких людей, тоже нельзя. Подобное поведение нарушает законы совместного сосуществования, делая последнее невозможным. Члены семьи должны уметь договариваться, устанавливать допустимые границы.

Очищая отношения от взаимных обид, требований, конфликтов, предоставляя партнеру возможность оставаться самим собой, мы сами получаем независимость. Семья обретает смысл, заложенный в ней изначально. Она становится союзом равноправных личностей, основанном на любви, взаимном доверии, взаимопонимании. Появляется возможность полноценно наслаждаться отношениями, получать радость от каждого дня, проведенного вместе.

«Чем больше мы забираем свободы себе, не считаясь с реальной взаимосвязью с другими, тем меньше остается привязанности и здоровой зависимости от других, значит – больше одиночества и опустошенности».
/Кочюнас Р/.

Государство и личность

свобода и государствоКонституция — основной закон, гарантирующий гражданам страны права и свободы. Большинство из нас помнят это еще из школьного курса «Обществознания». Постараемся разобраться, можно ли вести речь о свободе личности в данном случае. Наиболее точную формулировку независимости человека в гражданском обществе дает Карл Маркс: «… истинное царство свободы может расцвесть лишь на необходимости, как на своем базисе».

Человек волен действовать в своих интересах для достижения определенных им целей. Свободен ли каждый из нас в совершении любых поступков? Отнюдь. В любом случае, мы ограничены внешними обстоятельствами, моральными и нравственными категориями, а так же правовыми нормами, принятыми в государстве.

Несомненно, любой человек вправе выбрать путь бунтарства, игнорировать принятые ограничения, выразить несогласие, пойти против существующего порядка. Но в этом случае государство, как представитель интересов своих граждан, применяет к нарушителю меры принуждения, установленные законом. Гражданин может быть привлечен к ответственности административной или уголовной. Так реализуются принципы справедливости большинства, характерные для демократического строя.

Делая выбор в пользу принятия законных ограничений, гражданин не вступает в конфликт с обществом, поскольку действует в рамках правового поля, законов не нарушает. Принцип «разрешено все, что не запрещено» это единственно приемлемый вариант взаимодействия. Государство при этом имеет возможность поддерживать порядок, гарантировать безопасность людей и стабильность общества.

Свобода человека в социуме не может быть абсолютной, ничем не ограниченной. Ни при каких условиях, личность не должна освобождаться от ответственности за свои действия и мысли, если их следствием становится нарушение прав и интересов других людей. Индивид имеет право реализовать собственные цели и задачи, если способы их достижения не идут в разрез с общепринятыми нормами.

«Автономия человека и государство — вещи несовместные. Государственный порядок имеет своей целью защитить нас от хаоса».
Фридрих Гогартен

Религия о божественном даре свободного волеизъявления

свобода и религияТворец создал человека по образу и подобию своему, наделив его свободной волей, дабы он мог решить проблему выбора между добром и злом. В религиозной философии данное понятие употребляется в двух смыслах: формальном или духовно-нравственном.

Первая категория предполагает способность индивида определять свои желания и совершать определенные физические действия, направленные на их удовлетворение. Вторая определяет свободную волю, как возможность человека управлять собственными чувствами, поступками, эмоциями и нести ответственность за них перед людьми, Богом и самим собой.

Теология дает ответ ясный на вопрос есть ли в нашей жизни абсолютная свобода выбора. В религиозном аспекте речь идет о категориях нравственных. Несомненно, Всевышний вмешивается в жизнь отдельных людей, но при этом он предоставляет каждому человеку право самому решать, чью сторону принять. Служить ли свету или тьме, быть с Богом или дьяволом. Только через очищение от всего, что затуманивает разум, приходит понимание истинных ценностей, которые не имеют материального измерения.

«Определились ли вы, о чем говорите, рассуждая о свободе? Внутренней свободы незачем искать, ибо она есть у каждого. Она есть неотъемлемая принадлежность духа».
Святитель Феофан затворник

Внешние обстоятельства как ограничители свободной воли

ограничители свободной волиМожем ли мы управлять своей жизнью или все решения принимаются под воздействием внешних факторов? В каждом отдельном случае можно говорить о событиях не подконтрольных и действиях, которые были предприняты индивидом. К примеру, финансовый кризис — событие глобального масштаба. От воли отдельного гражданина он никак не зависит. Но как разумно распорядится личными финансами, чтобы по возможности сберечь их, каждый выбирает сам.

Решение, принимаемое человеком в данной ситуации, это и есть волеизъявление личности. На первый взгляд кажется, что мы независимы в своем выборе, ведь мы осуществляем его самостоятельно. С другой стороны, условия «игры» установлены сложившимися обстоятельствами, на которые человек повлиять не в состоянии. Что нам остается, кроме как из уже созданного ранее набора алгоритмов использовать наиболее эффективный? При отборе лучших вариантов мы опираемся на чей-то опыт, используем проверенные схемы, чтобы получить необходимый результат. Но каким он должен быть, каждый определяет самостоятельно.

Финансовая независимость — цель или средство?

Свобода и деньгиСовременное общество потребления превратило деньги из обычных бумажек, предназначенных для совершения торговых операций, в одну из главных целей на пути к счастью. Теперь человек живет для того, чтобы зарабатывать, а не зарабатывает для того чтобы жить. Навязанные рекламой и СМИ стереотипы убеждают, что хрустящие купюры решают любые проблемы. Происходит подмена понятий, духовные категории «счастье и свобода» переходят в разряд материальных. Пытаясь угнаться за обманчивыми иллюзиями, человек попадает в замкнутый круг, обрекая себя на добровольное рабство.

У каждого свое понимание независимости. Для одних важно заниматься тем, что им нравится, другие хотят получать впечатления от жизни, третьи просто желают обеспечить свое будущее. Неверно расставив приоритеты, человек сам ограничивает себя внутренне. Жизненные планы попадают в прямую зависимость от финансовых возможностей. Возникает твердая уверенность, что достижение желаемого немыслимо без наличия большого количества купюр. Личность полностью подчинена только одной идее — заработать как можно больше. При этом движение к цели происходит уже проверенным путем, с использованием чужих шаблонов. Судите сами, можно ли называть это свободным проявлением воли человека?

В нашей жизни существует масса вещей, которые за деньги не купишь: любовь, дружба, верность, счастье. Тогда, так ли важны эти радужные бумажки, чтобы ради них отказываться от многого, жертвовать тем, что действительно ценно? Пересмотрев свое отношение к деньгам, индивид начинает мыслить творчески, ища решение проблемы в другой плоскости. Он обретает внутреннюю независимость, уверенность, полностью раскрывает свой потенциал. А поскольку в природе все взаимосвязано, теперь уже не человек работает на деньги, а они на него.

«Деньги не дают счастья, но каждый хочет убедиться в этом сам»./Стефан Киселевский/

Проблема обретения себя

как найти свободу?Рассматривая тему свободного волеизъявления личности, нельзя обойти стороной такую важную тему, как избрание жизненного пути. Беседуя о данной проблеме с молодежью, академик Д. Лихачев говорил, что в жизни каждого человека должно быть только одно правило. Это сохранение собственного достоинства. По мнению ученого, оно включает такие качества как сострадание, великодушие, доброта, самопожертвование. Человек не должен быть равнодушным и черствым, уметь помогать другим. Фактически, речь здесь идет о тех духовных качествах, которые определяют волю личности.

Находясь в аналогичных условиях, люди решают проблему выбора жизненного пути по-разному. Вспомним братьев Карамазовых. Старший Дмитрий погряз в кутежах и разврате, средний Иван отдался полностью любимой работе, младший Алеша предпочел духовную стезю. Почему случилось так, что люди, рожденные в одной семье, получившие одинаковое образование, выросли такими разными. Недооценивать влияние окружения, социальной и культурной среды на формирование личности нельзя. Но основой формирования характера и нравственности является внутренняя работа человека над собой.

Рассуждать о проблеме личной свободы и ответственности можно долго. Существует только два аспекта нашей жизни, повлиять на которые мы не в силах — рождение и смерть. В остальном от нас зависит не все, но очень многое. Цель существования любого индивида — самосовершенствование, как путь к обретению свободы духовной.

12345
Загрузка...
Комментарии

К данной статье еще нет комментариев. Оставьте комментарий первым.

Оставить комментарий