2 Как развить моторику у ребенка до года

Как развить моторику у ребенка

как развить моторику у ребенка

При рождении ребенка происходит хаотичное движение его рук, но через несколько месяцев он начинает сознательно контролировать свои хватательные движения. Степень их разработки играет важную роль в развитии ребенка и влияет на многие системы организма. Мелкая моторика связана с точными манипуляциями пальчиков, кистей при одновременной активации нервной, мышечной и костной системы, когда у детей начинают работать речевые центры мозга. Доказано, что если у ребенка развить мелкую моторику, то он будет хорошо говорить, рассуждать и думать, обладать большим словарным запасом и запоминанием. Для взрослого такая активность не представляет сложности.

При развитии моторики рук до высокого уровня, малыш будет чувствовать себя уверенно, выполняя элементарные задачи: завязывая шнурки, одеваясь. Если вовремя об этом не подумать, то возможно развитие задержки развития детей и придется обращаться к специалисту за лечением.

Если задержка в развитии будет выявлена после года, то малыш сможет понять свое отличие от остальных. Более подробно, как можно развивать мелкую моторику при задержке развития у ребенка, мы будем рассматривать на нескольких эффективных и простых методах.

С какого периода требуется развивать координацию?

Мелкую моторику нужно развивать практически после рождения ребенка. Уже с нескольких месяцев можно аккуратно массировать пальчики, кисти с легким нажатием активных точек. В это время дети начинают двигать ножками, ручками, координировать движения головы, хватать игрушку. К году дети учатся перекладывать предметы из одной руки в другую.

как развить моторику рук у ребенкаВ дошкольном возрасте специалисты советуют элементарные стихотворения и обучение навыкам самообслуживания. Это станет отличной тренировкой для координации рук у детей. Они с радостью пытаются что-то нарисовать, слепить, им нравится играть в конструктор. Также можно резать или рвать бумагу на небольшие кусочки. При этом чем мельче будут кусочки, тем лучше будет развита моторика до года.

Но малыш должен играть с предметами только под контролем взрослых, чтобы не проглотить что-то. Заниматься и играть с ним нужно систематически, ежедневно. Только после этого могут появиться какие-либо улучшения, движения будут координированными, четкими и плавными.

Но если ребенку 1 или 2 года, то ему пока что трудно удержать карандаш и кисть в руках, сделать из пластилина мелкие формы, прикрутить или открутить маленькую деталь. Поэтому чтобы развить мелкую моторику, можно воспользоваться специальными методами.

Массирование конечностей

Для малыша в возрасте от года, мама может делать массаж конечностей. как развить моторику у ребенкаСначала легкими движениями следует помассировать ладошку, стопы и пальчики. Теперь нужно согнуть и выпрямить пальцы рук, прижимать ладошки друг к другу. Можно будет поиграть в потешку «Сорока-ворона» или «Ладушки», распрямляя пальчики и хлопая в ладоши.

Для детей от года полезным будет массаж рук с помощью разных поверхностей, фактур и предметов с разными температурами. Каждое ощущение, полученное с помощью прикосновений, активирует мозговой центр. Детей старшего возраста можно обучить самостоятельному массированию ладоней. Также малыши до года или старше, которые освоили хватание, могут катать специальный мячик или карандаш.

Детское творчество

Для улучшения гибкости пальчиков прекрасно подходит творчество, когда малыш соприкасается с разными материалами, делает аппликации, рисует или лепит. Из рисования подходит обведение рисунков с контурными линиями, раскрашивание объектов. Хорошо рисовать на вертикальной поверхности зеркала, доски или стены. Поэтому можно подготовить специальную доску. Из пластилина, глины или теста можно катать шарики, лепить определенные предметы, начиная с простых деталей и заканчивая сложными.

Гимнастика пальцев или специальные игры

Специалисты разработали много методов, где указывается, как можно развивать моторику рук у детей до года. Детям всех возрастов нравится выполнять упражнения, где мама говорит стихотворения, изображает движения с помощью пальцев и рук. Постепенно пальчиковые игры усложняются, в них может добавляться интересный сюжет. К примеру, можно сыграть сказку, где пальчики будут основными героями. В вечернее время можно познакомить малыша с театром теней, из рук делать очертания птиц и животных. Также подойдут упражнения «Здравствуй пальчик», «Кто приехал», дополнительно можно пофантазировать.

как развить моторику у ребенкаЧтобы улучшить мелкую моторику у детей, специалисты советуют использовать специальные игрушки, шишки, каштаны, крупы, воду, кастрюли, ложки и прочие атрибуты. Хочется отметить, что некоторые родители стремятся приобрести своему ребенку модные развивающие игрушки, которые были разработаны в соответствии со специальными методиками и схемами. Конечно, стремление улучшать моторику ребенка похвально, но надо учитывать, что простые конструкторы, кубики, мозаика, природные материалы и остальные игрушки, в которые раньше играли мы, способствуют развитию так же как и дорогие аналоги.

Каждый родитель сам решает, как ему развить моторику пальчиков и рук у своего ребенка. Ребенка могут заинтересовать мамины занятия, когда она пользуется пультом для переключения каналов или что-то варит и перемешивает половником. Но малышу не понятно – почему маме не нравится новая игрушка для улучшения моторики рук ребенка. Понятно, что малышу станут более интересными мамины занятия и используемые ею предметы.

Существует много занятий, развивающих моторику детей. К примеру, можно спрятать в крупах любимые игрушки, перебирать бусины в украшениях, вылавливать предметы в тазике с водой, играть с песком, щетками или прищепками.

Детям старше года подойдут задания по выкладыванию контура рисунка спичками или скрепками.

Специальные игры для улучшения моторики рук

  1. Из многочисленных способов, указывающих, как можно развить мелкую моторику пальцев и рук у любого ребенка рассмотрим основные варианты:
  2. Пуговицы с крючком. Малыш должен одной рукой собирать пуговицы в емкость.
  3. Нужно пришить к перчатке красивые пуговички, изображающие разные предметы. После этого он может поиграть с изображенными героями, фантазируя на любые тематики.
  4. Нанизывание бус, крышек от бутылочек на веревочки.
  5. Выкладывание контуров картинок с помощью камушек.
  6. Наматывание на катушку ниток или тесемок.
  7. Завязывание узелков на веревке или шнурке, через которые нужно будет «перешагивать» пальчиками. Узелки можно потом развязать.
  8. Можно прикрепить к доске замки, щеколды, выключатели, которые ребенок должен будет изучить.
  9. Можно бельевыми прищепками украсить ежика, солнышко или елку.

Развитие моторики в бытовых условиях

Можно придумать малышу дела, способствующие его умственному и речевому развитию:

  • чистить вареные овощи, яйца или мандарины от кожуры;
  • перебирать от шелухи колотые орехи;
  • убирать с пола мусор или рассыпавшиеся бусины, пуговки, семена гвоздики, гороха или фасоли;
  • открывать замок ключом;
  • делать из теста печенье;
  • самостоятельно заправлять кровать, одеваться, обуваться;
  • вешать белье на прищепки;
  • сортировать несколько видов круп, откручивать на бутылках пробки;
  • рвать или мять бумагу;
  • вытирать пыль;
  • затачивать карандаши и пр.

Процессы, возникающие при использовании развивающих упражнений

Благодаря реализации специальных упражнений в детском мозге возбуждаются речевые центры, активируется согласованная работа, что оказывает благотворное действие на развитие организма и нервной системы.

Манипуляции с пальчиками рук формируют оптимальный эмоциональный фон, учат прислушиваться и воспринимать суть разговоров, учат подражанию взрослым, увеличивают речевую активность малыша. Дети обучаются концентрации внимания и соответствующему его распределению. При упражнениях с короткими стихами, речь малыша приобретает ритмичность, яркость, четкость, повышается контроль реализуемых движений. Также развивается память, так как ребенок обучается запоминанию определенных положений и последовательности манипуляций рук. При освоении всех упражнений, у детей пальцы и кисти становятся подвижными, гибкими, у них с раннего года развивается фантазия и воображение.

Любое интересное занятие, где задействованы ручки малыша, хорошо развивает мозговые центры. Поэтому следует обязательно поощрять естественное любопытство, предоставляя ребенку различные предметы для расширения его способностей и кругозора.

12345
Загрузка...







Комментарии

К данной статье еще нет комментариев. Оставьте комментарий первым.

Оставить комментарий